ОПИСАНИЕ
дополнительных общеразвивающих программ,
реализуемых в муниципальном учреждении
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района Волгограда»
В муниципальном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда» реализуются дополнительные общеразвивающие программы, разработанные на основании «Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах муниципального учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношеств Ворошиловского района Волгограда».
Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом педагога дополнительного образования и представляет собой комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, формы аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарно-учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов дополнительного образования по общеразвивающей программе детского объединения (п.9 ст.2 ФЗ №273).
Дополнительные обшеобразовательные обшеразвивающие программы реализуются в пространстве не ограниченном образовательными стандартами.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, , социально-гуманитарной ).
Программы художественной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре. Одним из средств всестороннего развития школьников является хореография. Ее высокая продуктивность обусловлена синтезирующим характером, который объединяет в себе музыку, ритм, изобразительное творчество, театр, пластику движений. Хореографические занятия снимают умственное утомление и дают дополнительный импульс для мыслительной деятельности.
Художественное слово и театральное творчество привлекательны своим игровым началом, они таинственные и завораживающие. Мимика, телодвижения, жесты, интонация речи облегчают понимание художественного произведения, вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Ребенок ставит себя на место героя и проживает увлекательные приключения вместе с ним.
Вокал – область культуры, доступная всем: голосом от природы обладает каждый человек. В этой сфере нет неспособных детей. Академический, эстрадный, джазовый вокал, классическое пение – делайте выбор вместе с Вашим ребенком!
Тонко чувствовать всё разнообразие цветовой гаммы, подключать и свободно использовать свою фантазию позволяет изобразительное искусство, которое дает возможность всем детям искать и находить гармонию между собой и внешним миром. Раскрывать свои таланты, узнавать историю и традиции своей многонациональной Родины позволяет декоративно-прикладное искусство. Вышивание, выжигание по ткани, бисероплетение – прекрасные способы творческого самовыражения.
Какие возможности открываются перед учащимися по художественной направленности?
Программы художественной направленности предоставляют широкие возможности для публичной демонстрации ребятами результатов обучения и своих творческих достижений через концерты, спектакли, выставки, фестивали и конкурсы.
Программы естественнонаучной направленности ориентированы на становление у детей и молодежи научного мировоззрения, освоение методов познания мира. Занятия детей в объединениях естественнонаучной направленности способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по математике, физике, биологии, химии, информатике, экологии, географии; формированию у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности. Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.
Какие существуют программы естественнонаучной направленности?
Естественнонаучная направленность включает программы, предметно связанные с изучением общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин: астрономии, геологии, палеонтологии, медицины. Программы по экологии и биологии являются самыми популярными. Детям предлагаются многие прикладные программы (например, аквариумистика, охрана природы, растениеводство, агробиология, мониторинг окружающей среды и др.). Все программы естественнонаучной направленности предлагают широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области: ставить цель работы, искать пути ее достижения, добиваться результата, анализировать, делать выводы, представлять свою работу на мероприятиях различного уровня. Работая над проектом или исследованием, дети используют свои знания для решения прикладных задач, что повышает их мотивацию к учебе в школе и влияет на профессиональный выбор в будущем.
Чем уникальны программы естественнонаучной направленности?
Программы эколого-биологического профиля обычно включают в себя не только теоретические занятия, но и блок выездных практических занятий на местности, экскурсий или экспедиций в каникулярное время, во время которых ребятам предоставляется возможность изучения и охраны растительного и животного мира. На лабораторных занятиях предусмотрено использование комплексов с растениями и животными («уголков живой природы», оранжерей, аквариальных помещений и т.д.), благодаря которым дети учатся уходу, содержанию и заботе о живой природе, а также наблюдению за животными для проведения исследовательских работ. Широко используются разнообразные технические средства, фонды музеев образовательных организаций, технопарки.
Какие возможности открываются перед обучающимися по естественнонаучной направленности?
К одной из основных целей естественнонаучных программ относится формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение имеет обучение ребят навыкам экспериментальной работы; исследования; моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы.
Одним из показателей результативности освоения естественнонаучной программы является участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только знания теории, но и навыки практической деятельности, компетенции по предметам (олимпиады «Природа России», «Зеленая олимпиада юных экологов и туристов», городской детский фестиваль науки, городской квест по естественным наукам, Всероссийская олимпиада школьников по предметам естественнонаучного цикла).
Программы физкультурно-спортивной направленности ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
Задачи, направленные на реализацию программ физкультурно-спортивной направленности:
а) максимально возможное привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепления здоровья, всестороннего физического развития.
б) выявление в процессе систематических занятий способных детей и подростков к тому или иному виду спорта, предоставление им необходимых условий для совершенствования спортивного мастерства.
в) обеспечивать приобретение учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладению теоретическими основании и элементарными приемами оценки своего состояния, профилактики вредных привычек.
Программы социально-гуманитарной направленности ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, социокультурная адаптация детей, и др.), профориентация.